пятница, 8 февраля 2013 г.

в те времена иудея была завоевана

 2012При перепечатке и ином использовании материалов ссылка на Matza.ru обязательна

Было бы неправильно сказать, что именно сейчас самое подходящее время, дабы вспомнить об Исходе из Египта. Или, наоборот, как всегда, правильно, ведь Исход одна из шести вещей, о которых мы должны вспоминать ежедневно (см. Дварим, 16:3). Но, в любом случае, нынешние дни весьма удачный предлог, чтобы обратиться к событиям того времени. Ведь, как сказали наши, благословенной памяти, мудрецы: «И даже если бы мы все были учеными, мудрыми людьми, знатоками Торы, все равно мы обязаны были бы говорить об Исходе из Египта» (Приводится в пасхальной Агаде). Предыстория Исхода Давайте поговорим об Исходе. Краткая предыстория вопроса такова: евреи оказываются в Египте, где уже живет один из сыновей Яакова Йосеф. Проданный в свое время братьями в рабство, он занял в тамошних властных структурах весьма высокое положение, став правой рукой самого фараона. Оказавшись в Египте, братья испрашивают себе разрешение на поселение и работу (этакую «грин-карт»), упирая на то, что они не займут ничьих рабочих мест, а, наоборот, будут заниматься ремеслом полезным, но малопочтенным, то есть станут пастухами. Для жительства евреям была отведена земля Гошен. Ее точное местоположение, к сожалению, не известно, но по косвенным признакам можно предположить, что находилась она на правом берегу Нила, иначе евреям во время Исхода пришлось бы переправляться через реку, а это задача не из легких и в рассказе об Исходе об этом не упоминается. Поскольку земля Гошен была отведена для овцеводства, логично предположить, что земли эти были не возделываемыми, следовательно, находились не в долине Нила. Еще одно уточнение: после Исхода евреям пришлось-таки форсировать водную преграду Ям-Суф (Красное море). Относительно его местоположения существуют разные мнения, и об этом еще будет сказано, но большинство авторитетов сходятся на том, что это было «где-то на линии нынешнего Суэцкого канала». Итак, земля Гошен располагалась на правобережье, между долиной Нила и Суэцким перешейком. Точнее вам не скажет никто, да и к тому же за прошедшие три тысячи триста лет ветры, эрозия почвы плюс преобразования природы типа Суэцкого канала и Асуанской плотины довольно сильно изменили ландшафт Земли Египетской. Исход Дата Исхода известна абсолютно точно 15 числа месяца нисан 2448 года от Сотворения Мира (ориентировочно, март 1312 г. до н.э.). Правда, за тридцать лет до этого уже была предпринята попытка Исхода. Неверно рассчитав количество лет, проведенных в Египте (взяли за точку отсчета не то событие), ушла на свободу часть колена Эфраима. Как результат погибло около 300 тысяч евреев. В общей сложности, наши предки пробыли в Египте 210 лет, но самыми трагичными были, конечно же, последние месяцы последнего года. Дело в том, что каждая из казней египетских длилась месяц и сопровождалась страданиями египтян (евреи чудесным образом были от этого избавлены), но сама процедура казни занимала всего одну неделю. Три остальные недели Моше увещевал фараона, и как раз в эти три недели Всевышний еще больше ожесточал сердце фараона, а фараон, соответственно, ужесточал режим рабства. Впрочем, в любом правиле есть исключения последняя казнь (смерть первенцев) продолжалась всего одну ночь. Десятого нисана 2448 года евреям было велено подготовиться к последней, десятой, казни. Послушались, увы, не все, и, соответственно, на свободу вышли, по разным оценкам, от 20 до 35 процентов всего еврейского народа. А сам Исход начался в ночь с 14 на 15 нисана. Первым пунктом был Сукот. Выйдя из Рамсеса, евреи на следующий же день оказались в Сукоте. Здесь следует отметить, что наш Исход вовсе не был бегством это было хорошо организованное мероприятие, причем каждую из колонн возглавляли почтенные отцы семейств. Такой караван может пройти в день километров 20 25, но, тем не менее, преодолев расстояние в 190 км, евреи добрались из Рамсеса в Сукот меньше чем за сутки. Тут, кстати, мы в очередной раз сталкиваемся с проблемой сверхъестественного вмешательства все наши рассуждения основаны на простейшей логике, а потом вдруг выясняется, что слуга Авраама Элиэзер умудрился за сутки добраться из Беэр-Шевы в Дамаск или три миллиона человек с тяжело гружеными повозками и ручной кладью преодолевают за сутки 120 миль и становится понятно, что ничего наши рассуждения и расчеты не стоят. Но все же Маршрут Исхода Определить границы Исхода так же тяжело, как и его маршрут. Существуют как минимум четыре версии маршрута: северная (вдоль средиземноморского побережья), южная (вдоль красноморского) и две центральных (посреди Синайского полуострова). Точной и документально подтвержденной карты у нас нет. Названия пунктов, где евреи останавливались, есть, но их местоположение неизвестно, и можно только примерно предполагать, где они находились, не более того Можно попытаться произвести расчеты, руководствуясь логикой и здравым смыслом, хотя, как мы видели это раньше, и еще увидим в процессе Исхода, это не всегда оправдано. 15 нисана евреи отправились в путь из Раамсеса в Сукот. Где находится Сукот, науке пока не известно, но в Торе сказано: »И было, когда отпустил пар о [фараон] народ, то не повел их Б-г по пути (через) землю Плиштим, ибо близок он» (Бешалах, 13:17). Существует мнение, что их не повели через земли филистимлян, чтобы кости 300 тысяч погибших не деморализовали бывших рабов. Поскольку филистимляне проживали на побережье Средиземного моря, контролируя самый легкий и удобный пусть в Ханаан Приморский тракт, то Сукот должен был располагаться где-то в стороне от побережья. Вероятнее всего, они двинулись к центру Суэцкого перешейка. На второй день, выйдя из Сукота, евреи отправились в Этам, «что на краю пустыни» (Бешалах, 13:20). Комментаторы объясняют, что Этам находился не только на краю пустыни, но и на границе Египта, так что вполне возможно, что именно с этого момента (перейди они сейчас границу) и можно было бы говорить о настоящем исходе из Египта. Но евреи не уходят из страны. Наоборот, следуя указаниям Свыше, они поворачивают (возвращаются) и весь третий день идут внутрь Египта к Пи ха-Хирот. Как идут? Говорят, что они начали двигаться вдоль берега моря. Если принять южную версию Исхода, то это скажет нам, что, скорее всего, Суэцкий залив в те времена, тянулся гораздо дальше на север, чем сегодня, а современное озеро Тимсах и соседние с ним Горькие озера соединялись друг с другом. По поводу Пи ха-Хирот одни считают, что это Пи-Кирехет, который находился на юго-западной оконечности озера Тимсах и был центром культа Осириса, другие предполагают, что это был Питом, один из городов-хранилищ, построенных евреями. Народ останавливается между Мигдалем и морем, рядышком с Баал-Цфоном самым близким к Ханаану местом. Рассечение моря Узнав о том, что евреи вернулись, фараон решает, что они просто-напросто заблудились и пустыня «замкнула их в себе». Снаряжается карательная экспедиция, но чем это все закончилось известно. Из подробностей перехода через море стоит отметить, что, оказавшись зажатыми между морем и приближающимися колесницами фараона, часть народа настаивала на сдаче в плен, часть на гибели с оружием в руках, часть собиралась погибнуть, но не сдаться. Моше отверг все варианты, предложив положиться на волю Всевышнего. Затем подул сильный восточный ветер, который начал отгонять воду от берега, и тогда Нахшон бен Аминадав из колена Иехуды первым вошел в воду. Он шел до тех пор, пока вода не подступила к горлу, после чего обратился к Нему со словами: «Всевышний, я сделал все что мог. Теперь Твоя очередь». Вода продолжала расступаться, и тут в воду вошло колено Биньямина, опередившее колено Иехуды, собиравшееся вслед за своим вождем. На берегу Ям-Суф едва не вознила стычка так все стремились исполнить волю Всевышнего. Неизвестно только, где все это происходило. Сторонники северной версии настаивают, что это был один из заливов Средиземного моря, благо там растет камыш и бывают сильные ветры, отгоняющие воду. Сторонники центральных версий настаивают на Горьких озерах, которые тоже не были обделены ни тростником, ни ветром. Сторонники южной версии намекают на море Красное, где ветры еще сильнее, а тростники вполне могли расти и 3000 лет назад. Странствия по пустыне В любом случае, пройдя Ям-Суф (оно же Чермное, Тростниковое, Камышовое море), евреи вышли в пустыню Шур (в другом месте ее называют пустыней Этам) в северной части Суэцкого залива (пустыня в южной его части называется Син). Пройдя по пустыне три дня (караван за это время проходит примерно 72 км), наши путешественники оказываются в Маре. Из Мары, где им пришлось испить горькую воду, путь евреев лежал в Элим, откуда путники вновь возвращаются к Чермному морю, и уходят на юг, в пустыню Син. Добираются они туда 15 числа месяца ияра, то есть ровно через месяц после начала Исхода. Здесь евреи впервые попробовали ман (манну небесную) и не переставали есть его в течение сорока лет, пока не оказались в Эрец Исраэль. Из пустыни Син евреи переходят в Дофку, оттуда в Алуш и далее в Рефидим. Это место большинство исследователей идентифицирует с оазисом Фейран, в котором находится наиболее плодородная земля Синайского полуострова. Но некоторые специалисты идентифицируют Рефидим с вади эль-Ватийе, расположенном в 43 км от Фейрана. В Рефидиме (а он, судя по дальнейшему развитию событий, находился неподалеку от Хорева) Моше добывает воду из скалы. В дальнейшем именно из-за этого эпизода он не получит права войти в Эрец Исраэль. И там же, в Рефидиме, евреи в первый раз сталкиваются с Амалеком. Победив Амалека, наши предки уходят из Рефидима и отправляются в пустыню Синай, куда прибывают 1 числа месяца сиван. Как было предсказано Всевышним, когда Он впервые открылся Моше через пророческий образ горящего куста (см. Шмот, 3:12), Моше привел сюда еврейский народ, чтобы тот узнал о Б-ге своих предков и начал служить Ему у горы Синай. Точное месторасположение горы Синай неизвестно, но, вероятнее всего, она должна была находиться в центральной части полуострова. В пользу этого говорит то, что гора Синай была невысока (север Синая равнина, юг высокие горы), хотя Моше поднимался на вершину 6 часов. И, кроме того, перед горой должно было быть достаточно места, чтобы расположить лагерь израильтян (на юге полуострова таких долин нет сплошные горные массивы). Получив у горы Синай Тору, наши предки вновь отправились в путь и расположились в Киврот-а-Таава, откуда их путь лежал в Хацерот, а из Хацерота в Ритму. Из Ритмы разведчики были отправлены исследовать Землю Обетованную (значит, были уже совсем близко от границ) и именно здесь евреи были наказаны сороками годами нахождения в пустыне. Из Ритмы в Риммон-Перец, оттуда в Ливне, а затем в Рису. Из Рисы Моше ведет людей в Кехелат. Точнее, ведет не Моше, а столб (днем дымный, ночью огненный). Из Кеhелата путь лежит к горе Шефер, затем в Харад и оттуда в Макхелот, Тахат, Терах, Митку, Хашмону и Мосерот. Далее следуют Бен-Йаакан, Хор-ха-Гидгад, Йотвата, Аврона, Эцион-Гевер (некоторые склонны ассоциировать его с нынешним Эйлатом). Из Эцион-Гевера путь лежит в пустыню Цин, она же Кадеш (современная пустыня Цин находится в Негеве, рядом с поселением Сде-Бокер). В Кадеше евреи прожили 19 лет половину срока своих скитаний, а затем вновь отправились в путь и расположились станом у горы Ор, что на краю земли Эдома. Смерть Аарона и Моше Шел сороковой год странствий На вершине Ор первого числа месяца ав сорокового года странствий умирает брат Моше Аарон. А евреи отправляются в путь в Цалмону, затем в Пунону и Овот. Из Овота они переходят в Ией-Аварим, расположенный на моавской границе. Следующий пункт назначения Иим, за которым следует Дивон-Гад. Из Дивон-Гада наши предки переходят в Алмон-Дивлатаим, после чего оказываются в горах Аварим перед Нево. И здесь мы приближаемся к развязке. Завершается сороковой год. От Аварима евреи уходят в моавские степи и располагаются на берегу Иордана, напротив Йерихо (Иерихона). Впрочем, здесь надо сделать ма-а-аленькую поправку: расположились от Бет-а-Йешимота до Авель-а-Шитима, на расстоянии 19 км (так велико было число евреев). А дальше, 7 числа месяца адар, был уход из этого мира Моше Рабейну, переход через Иордан, завоевание Ханаана под руководством Йехошуа бин-Нуна (Иисуса Навина). Но это уже совсем другая история. Хотя тоже про евреев  

ПЕСАХ: НАЗАД В БУДУЩЕЕ

МАЦА.RU - ВСЕ О ПРАЗДНИКЕ ПЕСАХ

Комментариев нет:

Отправить комментарий